Пришел, увидел, закурил (с)
Вспоминаю комикс:
- Кто мы?!
- Заказчики!
- Чего мы хотим?!
- Не знаем!
- Когда мы этого хотим?
- Вчера!

Иногда думаешь, а стоит ли связываться с заказчиками, если они настолько сильно компостируют мозги? То есть и цену назвал не мизерную, а в результате тебе серого вещества отожрали на миллион баксов. И там исправь, и это не знаю чо, и я хотел не так, а как хотел - не знаю, ну нет, это не катит.
Этично ли вообще за мозгоеблю требовать доп. оплату?

Комментарии
02.12.2012 в 19:54

Per aspera ad astra
Может, просто с самого начала просить расписать всё по пунктам, а потом, если возникают жалобы, на эти пункты и указывать? Не устраивает всё равно - тогда уже доп. оплата.
Я, правда, на заказ рисовала только однажды и нормальному человеку, тонкостей дела не знаю.
02.12.2012 в 19:55

second-in-art
не знаю, как с рисунком, а в создании чего-то рекламного с нуля, за каждый вариант макета идет оплата. это оговаривается с заказчиком до начала работы, если он хочет несколько вариантов на выбор.
по крайней мере, так с этим работают там, где дизайню я.
02.12.2012 в 20:09

Такая фигня в любой профессии, где работаешь не на себя. Со временем вырабатывается иммунитет.
02.12.2012 в 21:44

orly?
Мозготрах описыватся в договоре. Без подробного тз пальцем шевелить нельзя. Все правки за отдельное вознаграждение. Ах, да. Предоплата.
аминь[L][/L]
02.12.2012 в 22:15

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
На моей памяти был только один дизайнер, который сделал сразу что хотелось.
Поначалу я подумал, что это случайность, но последующая работа показала, что-таки нет. Он просто профессионал по пониманию того, чего желает заказчик и воплощению этого желания :)

Вы, товарищи художники, со своим творческим мировосприятием зажрались, вот что я хочу вам сказать. Заказчику положить на ваш глубокий внутренний мир. Вы предоставляете услуги, значит, научитесь понимать что хочет клиент. Читайте книги по продажам и переговорам. И если вы будете хорошо понимать заказчика, он от вас не уйдет к другому исполнителю. Т.к. заказчик тоже дико выходит из себя по ходу работы. Если он найдет исполнителя с которым ему хорошо, он будет счастлив, будет платить выше рынка и вас будут ждать продолжительные контрактные отношения :)
02.12.2012 в 22:32

на самом деле компенсацию мозгоебли надо закладывать, но не озвучивать заказчику. и да, как сказал последний оратор надо пытаться понять заказчика или постараться дать ему понять, что то что ты делаешь - правильное. например, когда рекламу верстал и знал, что заказчику или пох, или чёрте что просит и сам не знает чего - готовится три макета - два отписные, откровенно слабые, но не то чтобы сильно, а над третьим попень рвёшь, чтобы понравилось. печально бывает, когда один из первых двух берут, но значит есть к чему стремиться. а во ещё из опыта - заказчику, порой важно возразить, вот похер по какому поводу - красный не до конца красный, круг надо круглее. он за это деньги платит. в любюом случае надо стараться быть хитрее)
02.12.2012 в 23:07

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
Не надо играть с заказчиком в перетягивание каната :)
Заказчик зачастую не идиот. Я от лица озлобленных заказчиков очень прошу товарищей художников прочесть книгу "Вчера неудачник - сегодня преуспевающий" и подтягивать свои коммуникативные навыки. С ними, как правило (хотя бывают счастливые исключения), всё далеко не шикарно.
02.12.2012 в 23:32

Пришел, увидел, закурил (с)
Logna, ну тут надо различать понятия "переделать все нахуй" и "убрать ту черточку".

Имперский Инквизитор, да понятно, что заказчику насрать. Мы же живем в эпоху капитализма, это чистый бизнес, тут либо ты, либо тебя. Заказчик, как показывает практика, в 90% случаев - по определению эдакая блондинка (наважно, мужик или баба), которая не знает, чего хочет и вкус у этого заказчика зачастую ниже плинтуса (вспомнил случай со своей сокурсницей, которой зоказчег заказал весь интерьер покрыть золотом, типа так красивше). Вот почему так важно найти человека, который будет четко говорить, чего ему надо. В общем, того, с кем будет комфортно работаться.

Я от лица озлобленных заказчиков очень прошу товарищей художников прочесть книгу
Я от лица озлобленных художников попрошу... попрошу. :) Коммуникативные способности зачастую сводятся просто к коротким фразам, и все. Это смотря на кого нарвешься. Твой солнечный друг не принадлежит к тем людям, которые готовы заказчику отсосать и читают книги по тому как классно отсасывать, чтобы клиентов стало больше. Заказчик может найти другого исполнителя, но и исполнитель может найти другого заказчика. Да, можешь винить меня в ОБВМ, я по этой причине предпочитаю делать свои проекты, а с зоказчегами схожусь только тогда, когда крышу надо ремонтировать. :)
02.12.2012 в 23:45

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
Ой-вей! Разве же я стану советовать плохие книги.
Эта книга об эффективном общении, а не о том как себе на горло наступать :)
Просто это целое искусство понять что хочет заказчик. И этому надо учиться. И ничего унижающего достоинства исполнителя в этом нет. Скорее исполнитель проявляет себя как инфантильное не пойми что если отказывается прокачивать столь важные в быту умения. Искусство ради искусства - в свободное от работы время :)
02.12.2012 в 23:52

second-in-art
Octane, под черточки есть вариант брать подробное тз. если черточка переделывается в пятый раз - напоминаем заказчику тз и говорим, что доп. работа стоит денег, и какой вариант из тех, что есть, наиболее ок?
я работаю с тем вариантом, когда неизвестно, пох ему, сам не знает чего и так далее - в основном это тз в почту от фирмы, которая у нас печатается, но которой надо что-то сверстать, и не более. так что - максимально подробное тз и ценник на доп. варианты перед началом работы.
02.12.2012 в 23:54

Пришел, увидел, закурил (с)
Имперский Инквизитор, вей мир! Скажем так. Есть люди, которые могут быть прислугой. Они могут кланяться, понимать, терпеть. Так я к ним не отношусь. Мое здоровье мне дороже, потому я стараюсь выбирать таких заказчиков, которые не жрут мозг. Я набираю их много, а потом отсеиваю, оставляя тех, с кем реально комфортно и продуктивно работать.
Никто не спорит, что коммуникативные навыки это круто (читкану я книжку, читкану интересу для), но как-то даже из принципа не хочется быть архитерпеливым и прозревать астрал ради человека с весьма дурным вкусом, уебищной идеей, еще и который ежечасно просит о скидках.
03.12.2012 в 00:03

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
Мир под тебя не прогнется, скорее об колено сломает :)
Или ты станешь признанным классиком :)
При таком взгляде на жизнь я вижу только эти два варианта, чесслово.
03.12.2012 в 00:10

По зову памяти былой О днях до Солнца и Луны Я поднимаю голос мой чтоб силы сделались равны! (с)
хыхыхы, вот-вот, тут бывает, корячишься, рвешь пятую точку на фашистский крест, а в финал проходит вариант художницы, у которой хоть и откровенно слабее конечный результат, а зато сиськи больше.
И нафига тут коммуникативные навыки повышать?
Все в конечном итоге упирается в индивидуализм. Потому поиск тех, с кем комфортно работать - гораздо перспективнее.
03.12.2012 в 00:11

Пришел, увидел, закурил (с)
Имперский Инквизитор, о, ну погнали. Мир сломает/ жизнь по морде съездит/ бог накажет. Когда сам не в силах указать на место, начинаются аппеляции к чему-то более могущественному, к вещам, которые якобы везде тебя достанут - к жизни, миру, богу и т.д.
Я ж не дурак, чтобы с миром бодаться. Я делаю так, как мне удобно, и до сих пор миру не удавалось меня об колено сломать как-то :gigi:
03.12.2012 в 00:26

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
Ну разумеется :)
Лан, я на самом деле не столько подискутировать пришел (оно мне надо?) сколько посоветовать. Совет про книгу оч. практический. Книга полезная. А уж как оно будет воспринято, тут уж индивидуальные особенности :)
03.12.2012 в 00:26

Некоторых профессионалов от такого спасает "анти-портфолио" - они задирают цену, и периодически помещают разбор наиболее злободневных случаев ужасного креатива быдло-заказчиков. При этом заказчик, прежде чем обратиться с запросом обычно смотрит портфолио, и находящееся рядом "анти-портфолио" его настраивает на нужный лад, он выбрасывает некоторое количество мусора из головы, а возможно понимает, что у него слишком быдло-вкус, который не лечится и уходит искать быдло-фотошопперов. Указание на высокую цену также способствует фильтрации быдло-заказов "сваргань эту муть за грошики". Работает, только если действительно профи - иначе все разбегутся.
03.12.2012 в 03:45

Octane, я уже около полугода имею на одном сайте небольшой магазинчик, на котором рисую для заинтересованных лиц их аватарки. Ничего кроме виртуальных денег и стимула к практике я не получаю, но суть не в том. Среди моих условий обязательная конкретизация того чего заказчик хочет получить в конечном итоге. Если с учётом всех деталей он получает не то что хотел, я бесплатно перерисовываю заказ ОДИН РАЗ. За каждый следующий раз я беру +какой-то там процент от суммы своего "товара". Это как раз чтобы предотвратить попытки изнасилования собственного мозга. Пока прецедентов не было :-D Может стоит взять этот приём на вооружение? :3
03.12.2012 в 10:09

Два перста в пламени вижу! (с) Шейд
Кстати, это обсуждение получило интересное продолжение в моих краях, если у кого есть настроение похоливарить - заглядывайте ;)
03.12.2012 в 10:34

Почитал холивар: если у кого есть настроение похоливарить
Мысль по теме: есть два типа продаж:
1) "Я заказчик - ты дурак". Обычно встречается только у товаров низшей ценовой категории, для массового потребления и.т.д. Мадональдс, продуктовый.
2) "Что посоветуете?". Встречается в дорогих ресторанах (одной вывески "ресторан" не достаточно), магазинах швейцарских часов и.т.д. Клиенты умнее на порядок, так как быдло первым делом смотрит на цену ("зажрались тут!"). И в следствие этого понимают, что выбрать вот это блюдо с неизвестным названием может быть неправильно - советуются, прислушиваются к мнению официанта.

Всем "творческим профессиям" по сути очень хочется попасть во вторую категорию, и мнить себя крутым профи. На практике часто навык не дотягивает, и тогда долой мозг встречайте обычных серых обывателей, которые считают свой вкус эталоном.
03.12.2012 в 13:06

По зову памяти былой О днях до Солнца и Луны Я поднимаю голос мой чтоб силы сделались равны! (с)
lopuhoid, очень хорошая аналогия.
03.12.2012 в 13:27

Пришел, увидел, закурил (с)
TwinSanity, таки про проценты - очень разумно.

lopuhoid, а я Инквизитору говорил, что если читать умные книжки, то всем - и заказчикам, и исполнителям, а не играть в одни ворота.
03.12.2012 в 14:03

Пришел, увидел, закурил (с)
Ну, товарищ Инквизитор держался до последнего, но все-таки не выдержал и помои полились. Хоть пост был и не про него изначально, но реакция показывает, что попадено в точку)
03.12.2012 в 14:48

старый извращенец
Плюсую Логне. Заказчик должен дать нормальное, сиречь подробное, ТЗ. "Впихни сюда всю эту инфу и чтобы красиво, не знаю как, ты же художник" - это не ТЗ. И никогда не будет. И всякие там "а попробуйте забесплатно" - тоже.
Я в связи с такими ситуациями привожу обычно в пример один случай.
Монтажники ставили кондиционер директору одного из московских небольших заводов. Тетка неглупая вроде бы, заводом рулит, во всяком случае, вполне удачно. Но: ей вдруг захотелось, чтобы внешний блок влепили промеж двух полуколонн. Такие, наполовину выступают из стены. Тщетно ей объясняли, что расстояние между колоннами 60 см, а длина блока - 80. Она отвечала:
- А вы попробуйте! Вдруг поместится, и будет красиво?!

Вот таких - сразу, строем, на три буквы.
03.12.2012 в 18:02

Если заказчик говорит, что хочет какое-то г., то есть опасность, что ему сделаешь в точности как велено, наступив на свое ЧСВ и чувство прекрасного и шепча "клиент всегда прав", а он посмотрит работу и скажет: "Это что за г?". Потому что он хотел совсем не этого, просто, как собака, сказать не может. Как бухгалтеры из этой архетипической истории, попросившие админа купить два монитора и два процессора. (Админ навредничал и купил именно процессоры, хотя и знал, что бухгалтеры называют так системные блоки). Откуда правило: если заказчик хочет г, не беритесь за заказ под любой отмазкой.

Есть другой способ, довольно рисковый, и пользуются им обычно только очень крутые. "Мне плевать, что ты тут, заказчик, говоришь, я сделаю как я считаю нужным." Клиент смотрит на работу и офигевает. И соглашается, что хотел какое-то г.
03.12.2012 в 18:14

Пришел, увидел, закурил (с)
lopuhoid, вот у меня с заказчиком выше и вышла такая хрень) Он хотел от меня по сути г. Не придумать чота там, а именно обвести предыдущий вариант, упростить. Причем одобрил вариант. А теперь порет херню про то что я сделал ему "дерьмище совковое", хотя я сделал именно то, что он просил.
09.12.2012 в 07:11

fucking freak
Знакомо мне очень, недавно тоже кому-то в аське ныл на эту тему (и по-моему, Бренненде).
Это вечная херня: требуют тут исправь, и там исправь, и здесь переделай, и всё как-то через жопу и не организованно. Думаю доп. оплату - вполне себе, если требуют перепилить нихуёвый кусман работы.